Злиться! О мертвых или хорошо, или никак.
Это кажется даже глупым и нелепым – злиться на умершего. Какой в этом смысл? Он уже не узнает. И не сразу осознаешь, что теряется гораздо больше, чем конкретный значимый человек – его улыбка, его поддержка, теплота, внимание. Теряются планы, связанные с этим человеком, надежды, ожидания. Теряется, изменяется наше будущее. И мы имеем право не только остро сожалеть о своей потере, мы имеем право сердиться на того, кто нас вольно или невольно покинул.
Даже думать о таком кажется, противоестественным, правда же? Тем не менее, иногда только пройдя через целую гамму чувств (и гнев, в том числе), удается перевести переживание острого, невозможного горя в светлую печаль. И с этим уже жить легче.
Психологам часто приходится работать с потерями. Мы редко задумываемся, но утраты могут быть самыми разными. Мы расстаемся с партнерами, меняем работу, меняем места, где мы жили. Теряем отношения, привычки, иногда отказываемся от таких заманчивых планов, и все это может переживаться как потеря, как горе. Если сразу не заметить такую потерю, отмахнуться от сосущего под ложечкой чувства растерянности и сожаления, то можно столкнуться с серьезными проблемами.
В минувшие выходные наши тренеры, Ирина Золотова и Айя Тукманова провели семинар по работе с горем для студентов второго курса. Как всегда, было ёмко, практично и эффективно. «Огонь семинар!» отозвались ребята, а на больше отзывов сил не хватило. Трудная эта тема – работать с горем. Но очень нужная.